Прежде чем заговорить конкретно о фильме, я хочу сказать ещё несколько слов о прозе Виктора Пелевина. читать дальше
Я считаю, что его стиль настолько необычен, что не все готовы его понять и воспринять. Его произведения настолько аллегоричны и богаты метафорами, что не всегда с первого раза человек в силах понять, что же подразумевает автор. А иногда и вообще - всё произведение является одной большой метафорой, вот как "Жизнь насекомых", например, или "Желтая стрела". Тем не менее, вчитываясь в строки, наслаждаешься манерой изложения, построением фраз, пусть даже и не понимая сразу всё и до конца.
Слог автора всегда свеж и динамичен. Ему удаётся с виртуозным изяществом избегать громоздких и неудобоваримых оборотов в своей речи, не смотря на то, что у него есть рассказы, целиком и полностью состоящие из одного предложения, как, например, рассказ "Водонапорная башня". Его тексты лаконичны, но в то же время точны и выразительны. Они они бьют всегда точно в цель. Они выражают мысль автора полностью и создают необходимую атмосферу. Порой, одной - двух характерных деталей достаточно, чтобы понять то, что другой автор описывал бы на трёх страницах. И сюжет - о чем бы не писал Пелевин, это всегда история, которая захватывает и интригует тебя, и не отпускает до тех пор, пока не узнаешь, чем же всё кончилось.
Так вот, теперь о фильме:
Фильм снят не только "близко к тексту" (не миновала меня чаша - муж процитировал слова из чьей-то рецензии), он снят "близко к реальности". В самом начале фильма эта реалистичность на грани документализма. Дело в том, что я очень хорошо помню то время, которое показано в начале фильма, и, как только это видишь, то сознаёшь, что именно так всё и было. Кажется, ты помнишь этих людей, этих панков, только ещё появившихся на улицах после "перестройки", помнишь эти ларьки и "коммерческие отделы", кажется, это было ещё только вчера.
Я думаю, что это такой успешный режиссёрский приём - с первых кадров фильма поразить зрителя реалистичностью, и тогда он уже поверит и во всё то, что покажут ему дальше.
Мне, конечно, трудно судить, какое впечатление фильм мог произвести на неподготовленного человека. Я вот, например, очень волновалась за мою дочь - она и тех времён помнить не может, и книгу не читала. Я думаю, что такому человеку фильм мог и не понравится и даже показаться скучным и невнятным.
Да что там говорить?! Даже мне захотелось перечитать книгу "Generation П", так как я уже довольно давно, и многое подзабыла, а кое что ещё и перепутала - мне казалось, что это было в других его книгах, тем более, что в романе "Числа" есть похожие детали.
Я считаю, что очень хорошо подобран актёр на роль главного героя - и играл хорошо, и лицо такое... фактурное, как сказали бы специалисты в области кинематографа. Особенно мне понравилось, что он внешне не был похож на Пелевина, хотя произведение и написано как бы от первого лица. (Многие авторы, вводя себя в произведение не могут отрешиться от того, чтобы не сделать героя и внешне похожим на себя любимого, как, например, Стивен Кинг. В фильмах, снятых по его книгам, обычно сразу узнаёшь, кто из героев Марти Стью ))
Сейчас, перечитывая книгу я вижу, что есть некоторые расхождения в деталях, главным образом несущественные - в описании внешности героев и их визуальном воплощении на экране, например. Но есть и одно очень-очень существенное отличие, и я бы даже назвала его НЕДОСТАТКОМ фильма. В нём очень сильно сокращена речь духа Че Гевары, которую он произнёс на спиритическом сеансе. Конечно, была применена очень неплохая находка - доска для спиритического сеанса как бы превратилась в экран монитора, с которого вещал Че Гевара. Но сама по себе речь была сокращена до нескольких предложений, не особо привлекающих внимание, и мелькающих в фильме лишь мелким эпизодом. На самом же деле речь Че Гевары - это ключевая часть произведения. Это как бы научная статья внутри романа, которая может рассматриваться как совершенно самостоятельное произведение. Эта речь очень и очень многое объясняет. Именно благодаря этой речи роман приобретает статус прививки от этого самого "ротожопия", о котором в ней идёт речь, от потребительства, от наивного восприятия того, что впаривают нам СМИ. Я понимаю, что её читать нужно неторопливо и вдумчиво, а приведи её полностью в фильме, неподготовленному зрителю стало бы скучно, но, вследствие её изъятия, фильм почти полностью теряет свою ценность.
Сначала меня удивило то, как обыденно глюки Вавилена Татарского вплетаются в его реальную жизнь, но поразмыслив... «здраво»... я поняла, что, наверное, так оно и правильней. Так оно и должно быть - именно в стиле Пелевина. Так же как и рекламные клипы, создаваемые им и его коллегами вставлены в фильм безо всякого перехода или отделения от реальности...
С одной стороны оно как бы и правильно, но с другой стороны - неподготовленный зритель может совершенно запутаться в этом пёстром хороводе из глюков, рекламных роликов с дичайшими сюжетами и ещё более дикой постсоветской реальности.
Хотя, судя по тому, сколько зрителей было в зале, «неподготовленных» там практически не было.. Наверно, только мы свою дочь смогли туда затащить ))
Я, начав перечитывать книгу, подумала, что неплохо было бы ещё раз пересмотреть фильм. А потом, дочитав её, поняла, что в идеале нужно смотреть фильм с книгой в руках ))
Не знаю.. боюсь, из всего вышесказанного следует вывод, что в фильме больше недостатков, чем достоинств, но, тем не менее, это не так! Фильм очень неплохо смотрится.
К тому же, просто сам факт того, что у нас в России в наше время снят и запущен в прокат такой некоммерческий (я бы даже сказала АНТИкоммерческий) фильм, уже достижение.
неподготовленный зритель может совершенно запутаться в этом пёстром хороводе из глюков, рекламных роликов с дичайшими сюжетами и ещё более дикой постсоветской реальности
Почему-то думаю, что так и ДОЛЖНО быть. Что это цель, в принципе. Жизнь как глюк.
Жизнь как глюк.
о, да.. у Пелевина всегда так. )
И даже идею "анти-коммерции" тоже можно.. успешно продавать ))
Единство и борьба противоположностей ))))
Уже почти диссертация
стебёсся...
Анхесенпаатон Ра
Я рада, что заинтересовала. Пелевин очень стОящий писатель.
стебёсся...
Да ты че, стока букаф! А слова какие мудреные! И кто-то еще по этому поводу на зайку наезжал, ай-яй-яй
кхе-кхе....
наверно, я несколько забылась и посчитала, что Зайке нельзя, а мне - можно! ))))